День независимости Украины. Украина начала 2000-ые с баснословных цены на квартиры | ubr.ua

30 лет независимости. Газовая война с РФ, бешеные цены на жилье и продажа Криворожстали в 2000-х

Золотые квартиры и авто

«Квадрат» за $25 тыс. В 2002-м украинцы пережили ценовой взрыв на недвижимость и авто.

В 2002 году – на волне экономического подъема – украинцев ожидало стремительное удорожание недвижимости и авто. При этом цены росли до 2008-го, пока не ударил кризис. О таких рыночных перипетиях мы вспоминали с бывшим замглавы Администрации президента Леонида Кучмы по экономическим вопросам Павлом Гайдуцким.

Повышение стоимости недвижимости, по его словам, происходило по двум главным причинам. Во-первых, из-за роста стоимости работ, строительных материалов, энергоносителей и прочего.

Во-вторых, увеличилась и покупательная способность граждан, которые стали инвестировать в недвижимость более активно.

«Росла и цена, которая создавала дополнительную прибыль, рентабельность. Например, в начале 2000-х в отдельных случаях рентабельность жилья доходила для застройщика до 300%. Если в это время человек платил за «квадрат» $3 тыс., то себестоимость была максимум $1 тыс.», – говорит он.

Недвижимость вырастет в цене еще больше: перевозить стройматериалы станет дороже

Гайдуцкий приводит конкретный пример дома возле столичного ВДНХ, сданного в 2002 году. Себестоимость одного «квадрата» составляла $300, а продавали уже почти за $1 тыс. Но потом кризис отобразился на покупательной способности украинцев, и рост цен на недвижимость сразу же затормозился.

«С машинами очень похожая история. Зарплаты в начале 2000-х росли. В том числе – и «теневые». Бизнес платил фиксированный налог, а зарабатывал намного больше. Кстати, росла в цене и «вторичка». В 2008 году на Шулявке однокомнатная «хрущевка» была продана за $140 тыс. Это был просто рекорд», – вспоминает бывший топ-чиновник.

Второй пример: в доме 30-х годов на ул. Грушевского, 9 квадратный метр продавали за $25 тыс. Для сравнения, на сегодняшний день, согласно курсу НБУ, эта сумма эквивалентна почти 680 тыс. грн. Как уточняет Гайдуцкий, в 2000-х (до кризиса 2008-го) стоимость жилья росла ежегодно приблизительно на 25-30%. То же касается и авто.

Приватизация Криворожстали

В 2005 году крупнейший в Украине меткомбинат «Криворожсталь» продали в частные руки. Покупателями выступили немцы – компания Mittal Steel Germany GmbH, предложившая за завод 24,2 млрд грн. После сделки предприятие переименовали на «Mittal Steel Кривой Рог», но в памяти граждан оно всегда было и остается «Криворожсталью». Конечно, не обошлось и без скандалов.

Началось все с того, что в 2004-м, который действительно можно назвать одним из знаковых годов в плане коррумпированности украинской системы торгов, комбинат выставили на аукцион. Единственным покупателем смог стать финансово-промышленный консорциум «Инвестиционно-металлургический союз» (ИМС), основанный Ринатом Ахметовым и Виктором Пинчуком.

В целом же желающих приобрести «Криворожсталь» было шесть претендентов. Но торги были подтасованы.

К 2024 году Приватбанк должен быть готов к приватизации: Кабмин дал зеленый свет

Стартовая цена составляла чуть более 3,8 млрд грн. ИМС предложил 4,26 млрд грн. Ахметов с Пинчуком временно победили, хотя многие эксперты просто кричали во всеуслышание, что за комбинат можно выручить в разы больше.

В Фонде госимущества посчитали, что цена 4,26 млрд грн – «самое оно» (к слову, его главой был тогда Михаил Чечетов). Эту схему сразу же начали обжаловать в судах, но безуспешно: в кресле президента сидел Леонид Кучма – тесть Виктора Пинчука.

Ситуация резко изменилась после Оранжевой революции и прихода к власти Виктора Ющенко.

В начале февраля 2005-го Генпрокуратура внесла кассационное представление в Верховный Суд с требованием отменить упомянутые судебные решения, что он и сделал 1 марта того же года. Кабмин поручил Фонду госимущества незамедлительно подготовить документы, необходимые для повторной приватизации меткомбината.

Немецкая компания смогла выкупить 93% акций предприятия лишь на втором приватизационном конкурсе. В эквиваленте на тогдашний курс НБУ те самые 24,2 млрд грн были равноценны $4,8 млрд. Обратим внимание, что эта сумма почти в шесть раз превышает сумму, полученную от передачи в частные руки комбината в 2004 году.

Газовая война

В ноябре 2005-го в Украине началась так называемая «газовая война» с Россией. Если быть точным, их было две. В любом случае ни для кого не секрет, что РФ за всю историю независимости нашей страны постоянно использует голубое топливо для шантажа и давления на Украину с целью получить дивиденды. Нередко – даже нематериальные.

Пик первой «газовой» войны пришелся как раз на старт 2006 года, когда российская сторона перекрыла Украине «вентиль» на газовой трубе. Началось с того, что соседский монополист «Газпром» создал ситуацию, при которой наша страна потеряла возможность получать голубое топливо напрямую из Туркмении и Казахстана.

В свою очередь Москва потребовала от Украины платить за газ впятеро больше, чем до этого. Другими словами – $250 за тыс. «кубов». Переговоры результатов не принесли, поэтому на 1 января 2006-го «Газпром» прекратил поставки топлива, еще и обвинив Киев в несанкционированном отборе газа. По-простому – краже ресурса.

Ложные данные о начале работы «Северного потока – 2″ обрушили цену газа в Европе

Через несколько дней, 4 января, руководство обеих стран кризис, казалось бы, одолело. Главы государств (Виктор Ющенко и Владимир Путин) подписали соглашение о поставке топлива через посредника – «Росукрэнерго», акционерами которого стали «Газпром» и Дмитрий Фирташ. А цена газа для Украины за I полугодие составила $95 за тыс. «кубов».

Такие договоренности и стали камнем преткновения между целыми политическими лагерями в Украине. Юлия Тимошенко, которая сядет в кресло премьера в конце 2007-го, была главным противником посредничества «Росукрэнерго». Став главой Кабмина, она твердо поставила себе цель убрать посредника в поставках топлива.

Это и стало одной из самых существенных причин противостояния между нею и Виктором Ющенко. В России расколом в Киеве воспользовались молниеносно. 31 декабря 2008-го тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев выдвигает Киеву ультиматум: в 2009 году стоимость газа должна будет составлять уже $450 за тыс./куб. м.

Именно события этих лет и называют «второй газовой войной».

Обязательное ОСАГО

С 1 января 2005-го в Украине запретили ездить на автомобилях без полисов «автогражданки» (ОСАГО). Если более официально, по всей территории страны начал действовать закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств».

Логика у законодателей была простой: украинцам надо было предусмотреть защиту имущества и здоровья, если те пострадают в ДТП. Через несколько лет этот вид страхования станет самым крупным по объему собранных премий, упоминает о тех временах в разговоре с нами автоюрист Вадим Володарский.

А сам размер самих премий, конечно же, зависел и от самого автомобиля.

«Тогда у нас восприняли «автогражданку» как какой-то налог. Но его цель другая. Во-первых, чтобы ДТП – даже по вине водителя – не стало для него «банкротством». Во-вторых, защитить самих пострадавших, чтобы им не приходилось долго судиться и сталкиваться с ситуациями, когда с виновного нечего взять», – отметил юрист.

Мерседесов можно больше не бояться: выплаты по ОСАГО вырастут, но полисы подорожают

Но, по его словам, со времени введения «автогражданки» так и остались несколько проблем. Первая из них, если смотреть на другие страны, – низкие суммы покрытия: около 130 тыс. – по «железу» и вдвое больше – по компенсациях за вред здоровью.

Очень часто эти выплаты не покрывают реальный ущерб.

«Если есть превышение, то из-за него все равно возникают судебные иски. А суды до сих пор работают так, что дело может рассматриваться годами. Потерпевшие долго ждут компенсаций. Если бы компенсации были такими, что покрывают, например, Bentley, то разговоров вообще не было», – утверждает автоюрист.

Leave a reply