Электронные сигареты в Украине станет сложнее купить и курить | ubr.ua

Антитабачный закон возвращает рейды по ресторанам и вводит штрафы за е-сигареты: как это скажется на ценах

Антитабачный законопроект №4358, электронные сигареты к обычным, повлияет на некоторые сегменты рынка, но вряд уменьшит число потребителей табачных изделий для электрического нагревания (ТИЭН).

Курение – под запретом

Верховная Рада 16 декабря приняла во втором чтении законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины касательно охраны здоровья населения от вредного влияния табака». В документе содержится ряд запретов, в частности, на курение электронных сигарет в общественных местах. К этим табачным изделиям применяются нормы, такие же, как и к обычным сигаретам – запрещена реклама и спонсорство, а также их продажа лицам до 18 лет.

Новые запреты. За кальяны и пепельницы в ресторанах будут штрафовать

На упаковках электронных сигарет, жидкостей и сигарет для нагрева с обеих сторон должны появиться медицинские предупреждения (занимающие до 65% от площади; до этого – 50%) с фотографиями-изображениями последствий курения.

Примечательно, что закон вступит в силу через 18 месяцев со дня его публикации (его еще должен подписать президент), кроме отдельных норм. К последним относятся, норма о запрете всех видов курения в общественных местах – она должна вступить в силу через шесть месяцев. 

То есть нельзя будет курить, в частности, в таких местах как: лифты; таксофоны; помещения и территории – учреждений охраны здоровья, учебных учреждений, физкультурно-оздоровительных сооружений, органов государственной власти; детские площадки; подземные переходы; транспортные остановки; такси; подъезды домов.

Кто и как будет контролировать

Член комитета Верховной Рады по вопросам здоровья нации, медпомощи и медстрахования Лада Булах, возглавлявшая авторский коллектив законопроекта, в вопросе о контроле за выполнением новых норм сослалась на зарубежный опыт.

По ее словам, Грузия «очень быстро преодолела курение в общественных местах». Для этого власти привлекли неправительственные общественные организации в качестве «субъектов дополнительного контроля». То есть там на правительственном уровне закупается услуга и на этой основе общественные организации проводят рейды по местам общественного питания и фиксируют нарушения. Потом привлекаются представители Госпродпотребслужбы – если есть потребность выписать штраф, рассказала она.

Участники рынка высказывали опасения по поводу законопроекта №4358 относительно того, что «закручивание гаек» спровоцирует рост контрабанды и черного рынка сигарет, в том числе и электронных. Лада Булах подчеркнула, что прямой корреляции запрета рекламы любых видов сигарет, а также их продажи несовершеннолетним, с продажами контрафактной продукции нет.

«Проблема продажи контрафактной продукции без уплаты акциза в Украине на сегодняшний день, мне кажется, достигла своего максимального проявления», – отметила народный депутат (фракция «Слуга народа»). По ее словам, это касается всех подакцизных товаров – табачных изделий, алкоголя, топлива. Поэтому данная проблема находится в зоне ответственности таможенников и налоговиков.

В Украине фиксируют массовые нарушения в сфере рекламы алкоголя и сигарет

Исполнительный директор общественной организации «Жизнь» Дмитрий Купира отметил, что законопроект №4358 не предусматривает штрафы для физических лиц, а только для юрлиц.

Увеличены штрафы за нарушения рекламы электронных сигарет и табачных изделий. «Бизнесу, который работает честно, волноваться незачем. Нельзя случайно рекламировать сигареты, табачные изделия или электронные сигареты – это умышленная деятельность», – подчеркнул он.

Юрист Центра демократии и верховенства права Глеб Колесов заявил, что нарушения правил торговли, импорта, производства, продажа несовершеннолетним – «что сейчас является распространенной практикой» – будут наказываться «недетскими штрафами».

Например, продажа сигарет поштучно будет предполагать штраф в размере 60 необлагаемых налогами минимумов – это 1020 грн, а за повторное нарушение в течение года штраф – уже 10,2 тыс. грн. Те же правила будут действовать в отношении рекламы, спонсорства и стимулирования продажей. 

«Потому что мы сейчас даже видим на остановках общественного транспорта рекламируют некоторые девайсы для курения, что является абсолютно неприемлемым с точки зрения охраны здоровья», – констатировал Глеб Колесов, отметив, что в таких случаях штрафы достигнут 30 тыс. грн, а в случае повторных нарушений – 50 тыс. грн.

Украинские курильщики тратят на сигареты более $800 в год: сколько стоит пачка в разных странах

Кто пострадает больше остальных

В компании Pro-Consulting в комментарии UBR.ua отметили, что законопроект №4358 касается не рынка в целом, а его отдельных сегментов.

По мнению экспертов, больше всего пострадает сегмент уличных продаж электронных устройств для курения, который был наиболее динамичным и вырос фактически с нуля за последний год. Во-первых, на продажу таких устройств почти не было ограничений, соответственно, он привлекал несовершеннолетних курильщиков. 

Во-вторых, лицензирование большинства точек по продажам было под вопросом и, как результат, этот рынок уменьшится наиболее существенно и претерпит наибольшие изменения.

Сегмент устройств для нагрева табака (прежде всего IQOS и Glo) может потерять часть потребителей за счет невозможности употребления продукта в публичных местах. Но если человек курит, он будет курить вне помещения, как делал это с обычными сигаретами до появления таких устройств, подчеркнули в Pro-Consulting.

Запрет активной рекламы и дегустаций снизит присутствие этих игроков в рекламе, но на рост потребления это вряд ли повлияет, заявили в компании, отметив, что этот закон принят в рамках гармонизации законодательства с ЕС, поэтому дополнительные особые ограничения маловероятны.

Как изменятся цены

В Pro-Consulting спрогнозировали, что от введения этого закона в силу цены на рынке существенно не вырастут – могут подорожать некоторые продукты, но большинство покупателей этого не ощутит.

Редакция UBR.ua обратилась за комментариями в украинские офисы компаний Philip Morris International, British American Tobacco и Japan Tobacco International. В пресс-службе одной из них неофициально выразили готовность комментировать законопроект №4358 только после того, как документ приведут «в нормальный вид».

Leave a reply